Тема: «Психологические аспекты терроризма и экстремизма. Профилактическая работа с лицами, подверженными воздействию идеологии терроризма, а также подпавшими под ее влияние».
1.Психологические аспекты терроризма и экстремизма. Психология личности террориста. Психологические портреты современных террористов.
1.1. Понятие «терроризм»
1.2.Мотивация вступления в террористическую организацию.
1.3.Личность террориста.
1.4.Террористы-смертники.
1.5.Логика и мышление.
1.6.Морально-нравственная сфера.
2.Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде.
2.1.Понятие «экстремизм»
2.2.Социальный портрет экстремистов как социальной группы
2.3.Лингвистические проявления экстремизма.
2.4Цели и задачи деятельности по профилактике экстремизма в молодёжной среде.
2.5.Основные подходы к профилактике.
2.6.Основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодёжной среде.
2.7.Основные направления функционирования системы профилактики экстремистской активности в молодёжной среде.
2.8.Модели профилактики экстремизма в молодёжной среде.
2.9.Элементы тренинга профилактики экстремизма и терроризма.
2.Профилактика терроризма и экстремизма в молодежной среде.
2.5.Основные подходы к профилактике.
Органы государственной власти и местного самоуправления, противодействующие экстремистской деятельности, выступают в роли контрсубъекта, реагирующего на экстремистские действия.
Объективная логика становления контрсубъекта такова, что в первичной своей форме в силу неспециализированности он по уровню развития отстает от ведущего субъекта (в данном случае - субъекта экстремизма).
Принятый федеральный закон, как фактом своего принятия, так и содержанием неявно констатировал опасность экстремизма и сориентировал государство и общество на борьбу с ним. Но задача организации всех сил общества и государства для противодействия экстремистской деятельности как раз требует образования субъекта, специализирующегося на данном противодействии.
Эффективное противодействие экстремизму должно опираться на познание закономерностей становления и развития субъекта экстремистской деятельности, прогнозирование интенсивности и перспектив экстремистских действий.
В федеральном законе представлен образ субъекта экстремистской деятельности. В ст. 1 говорится об общественных и религиозных объединениях, либо иных организациях, либо средствах массовой информации, либо физических лицах, осуществляющих экстремистскую деятельность.
Закон в статьях 14 и 15 предусматривает ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в целом граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности.
Профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде - это область науки и практики социальной работы, которая интенсивно связана с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемами педагогики, воспитания, общения и в целом понимания людьми друг друга и самих себя.
В последние годы в странах Западной Европы, США и СНГ развиваются и апробируются различные направления профилактики экстремизма. Однако работа по многим профилактическим программам не дает положительных результатов. Это связано с несколькими причинами: недостатком теоретически обоснованных моделей, отсутствием достаточного числа апробированных технологий, точного определения предмета воздействия. Во многих странах, в том числе и в России, профилактика экстремистской деятельности осуществляется в основном юридическими и силовыми методами, необходимость которых очевидна, однако они не могут заменить психопрофилактические. В России так же слабо развита сама социальная работа, которая именно в этой стране крайне необходима, не говорю уж и о таком направлении как профилактика экстремизма.
В настоящее время существует пять основных психопрофилактических подходов к предупреждению проявлений экстремизма:
1.Подход, основанный на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка.
Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций. Социальные работники устраивают акции и создают проекты для информирования молодежи об экстремизме.
В настоящее время этот метод частично комбинируется с другими типами интервенций, так как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то, что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению всякого рода нетерпимости. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения молодежи, формирование у них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время.
Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация об опасности экстремистских организаций должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели.
2.Подход, основанный на аффективном обучении.
В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что проявлять нетерпимость к «другим» начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, воспитанные в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций.
Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска - низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию).
В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях.
Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников и быть там принятыми. Социальные работники при этом подходе должны учить клиентов управлять рационально своими эмоциями
Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как идеи экстремизма в настоящее время распространились не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы. Кроме того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские «не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной» и т. д., кроме известной пользы, приносят еще и определенный вред.
3.Подход, основанный на влиянии социальных факторов.
Данный подход базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды.
Наиболее популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с молодежными лидерами - подростками, желающими пройти определенное обучение, для того, чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.
4.Подход, основанный на формировании жизненных навыков.
В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969). В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е. формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.
Исследователи этого вопроса описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: агрессия становится основным фактором в поведении молодых людей. На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям. Стремление юных соотечественников перенимать западный поведенческий имидж - вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие - основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля.
5.Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской.
Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии.
Например, в настоящее время все больше футбольных фанатов становятся экстремистами. Однако, любовь к своей команде не причина ненависти к другим. Некоторые социальные работники предлагали создавать все больше открытых площадок для игр в футбол, чтобы болельщики не выходили на бои с противниками, а играли в футбол между собой или с болельщиками других футбольных команд
А. Кромин выделяет четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской:
1.Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различных препятствий.
2.Комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом).
3.Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т. д.).
4.Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах, однако они особенно эффективны в группах высокого риска отклоняющегося поведения.
2.6.Основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодёжной среде должны быть ориентированы на:
-
оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, её улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодёжи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;
-
формирование механизмов оптимизации молодёжного экстремистского поля, разработку методов его разрушения, организацию на его месте конструктивных социальных зон;
-
создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;
-
разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.
Профилактика экстремизма невозможна без целенаправленной работы по формированию межнациональных отношений в молодёжной среде. Значительная часть экстремистских проявлений в молодёжной среде происходит на межнациональной и религиозной почве.
В последнее время экстремистские проявления значительно усилились в студенческой среде. Многие из них происходят на межнациональной почве. В целях профилактики экстремизма и формирования межнационального согласия в студенческой среде можно предложить рассмотреть как меры и по необходимости применить следующее:
-
Повысить роль студенческих общественных объединений в жизни вуза, степень их влияния на процессы в студенческой среде.
-
Организовать в образовательных учреждениях факультативные курсы по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму, создать стенды антиэкстремистской направленности в корпусах учебных заведений и студенческих общежитиях, активнее привлекать органы правопорядка к этой работе.
-
Организовать мониторинг учебных программ и пособий с целью выявления материалов, направленных на разжигание межнациональных конфликтов.
-
Установить одним из критериев качества воспитательной работы в вузах количественный показатель, отражающий зависимость её состояния от числа студентов, привлечённых к уголовной и, в отдельных случаях, к административной ответственности.
-
Разработать и реализовать с участием национальных диаспор комплекс мероприятий по развитию межнационального диалога и интернационализма в студенческой среде, включая создание клубов интернациональной дружбы.
-
Ввести в учебные программы образовательных учреждений преподавание основ межнационального общения и интернационального воспитания учащихся.
-
В рамках воспитательной работы образовательных учреждений усилить внимание к мероприятиям по пропаганде культуры и традиций народов России и обучению навыкам бесконфликтного общения, а также просвещению учащихся о социальной опасности преступлений на почве ненависти для российского общества.
-
Внедрять в вузах специальные комплексные программы по адаптации и интеграции студентов из субъектов Российской Федерации, в частности Северо-Кавказского федерального округа, и оказывать содействие инициативам по их поддержке со стороны различных общественных организаций, в т.ч. национальных диаспор.
-
Ввести в штат студенческих общежитий специалистов по воспитательной работе с иногородними и иностранными студентами.
-
Создавать в вузах добровольные интернациональные студенческие дружины для поддержания общественного порядка и предупреждения конфликтов на почве этнической неприязни на территории учебных заведений, общежитий и студенческих городков.
-
Разработать механизмы специальной системы подготовки кадров из числа представителей различных национальностей, обладающих общероссийским государственным самосознанием и менталитетом, в целях формирования нового поколения региональных элит. В этих целях необходимо более тщательно отбирать состав участников целевых наборов в вузы и создать систему поиска наиболее одарённых молодых людей в образовательных учреждениях с целью направления их на дальнейшее обучение в престижные вузы страны.
2.7.Основные направления функционирования системы профилактики экстремистской активности в молодёжной среде:
1.Нормативно-правовое обеспечение системы профилактики экстремизма в молодёжной среде.
Направление ориентировано на создание институциональных условий, снижающих риск вовлечения молодого поколения в экстремистскую активность. В основе данного направления лежит законотворческая работа, ориентированная на снижение социально-экономической напряжённости в подростковой и молодёжной среде, создание реальных возможностей для успешного жизненного старта молодого поколения, расширение возможностей для его самореализации.
Данное направление предлагает осуществление следующих возможных мероприятий:
-
разработка и принятие законодательных актов направленных на формирование условий для успешной социализации молодёжи;
-
разработка и принятие подзаконных нормативно-правовых актов, направленных на: повышение жизненных шансов молодого поколения в образовании, трудоустройстве, жилье;
-
поддержку талантливой молодёжи, поддержку молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
-
разработка и внедрение ювенальной юстиции как механизма защиты прав детей и молодёжи, создания современного правового поля их жизнедеятельности;
-
разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих внедрение системы психологической «диспансеризации» детей, подростков и молодёжи с целью проведения регулярных обследований молодого поколения на предмет выявления психических отклонений, негативных акцентуаций, ненормированной агрессии и склонности к девиациям, психологических проблем, связанных с неадекватной самооценкой и т.д.;
-
разработка региональной целевой программы, направленной на профилактику экстремистских проявлений в молодёжной среде;
-
разработка или внесение в региональные нормативно-правовые акты, касающиеся поддержки детских и молодёжных общественных объединений, изменений, предусматривающих введение в юридический оборот понятий: неформальное молодёжное объединение, молодёжная субкультура, модели, механизмы их поддержки и др.;
-
разработка и принятие региональных целевых программ, ориентированных на повышение жизненных шансов подростков и молодёжи, находящихся в зоне риска;
-
разработка муниципальных программ профилактики экстремистских проявлений в молодёжной среде;
-
разработка нормативно-правовых актов, направленных на включение молодёжи в управление муниципальным образованием через создание систем общественных советов, парламентов при органах местного самоуправления.
2.Научно-методическое и аналитическое обеспечение профилактики экстремизма в молодёжной среде.
Успешная профилактика экстремизма в молодёжной среде невозможна без эффективно действующей системы научно-методического и аналитического сопровождения этой работы. Направление ориентировано на создание технологий изучения молодёжного экстремизма, создание системы мониторинга динамики его изменений, разработку адекватных современности форм и методов профилактической работы.
В рамках данного направления предлагается осуществление следующих возможных мероприятий:
-
разработка исследовательского инструментария и проведение ежегодного мониторинга, направленного на изучение проблем и социального самочувствия детей, подростков, молодёжи, исследование девиаций в молодёжной среде, анализ деятельности и развития молодёжных субкультур;
-
разработка и внедрение в практику системы государственных грантов, направленных на поддержку исследований и проектов, ориентированных на оптимизацию системы профилактики экстремистской активности в среде молодёжи;
-
организация и проведение научно-практических конференций, посвящённых исследованию проблем молодёжного экстремизма;
-
формирование научного сообщества исследователей, занимающихся изучением проблем экстремального поведения, национализма, шовинизма, ксенофобии, развития толерантного самосознания среди молодёжи;
-
разработка, издание и широкое распространение в субъектах Российской Федерации научных и научно-методических работ по проектированию и обеспечению функционирования системы профилактики экстремизма в молодёжной среде;
-
создание тематического Интернет-ресурса для педагогов, психологов, социальных работников, руководителей и сотрудников молодёжных центров, клубов, руководителей и актива молодёжных общественных объединений, посвящённого проблемам профилактики экстремистского поведения молодых людей;
-
создание при кафедрах социальной педагогики, социальной работы, социальной психологии вузов, действующих в соответствующем регионе, лабораторий по исследованию региональных аспектов проявлений молодёжного экстремизма, радикального поведения, лабораторий изучения молодёжных субкультур;
-
создание на базе государственных и муниципальных учреждений по работе с молодёжью, молодёжных центров экспериментальных площадок по апробации инновационных форм профилактики молодёжного экстремизма, развитию методов «мягкого» управления молодёжными субкультурами, ресоциализации их представителей (ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни);
-
создание реестра детских и молодёжных субкультур, действующих на территории региона или муниципального образования с описанием их численности, основных видов и форм деятельности.
3.Создание системы альтернативных полей, площадок для реализации потенциала молодёжи и включения её в социально одобряемые виды деятельности.
Направление ориентировано на создание площадок, где в их рамках подросток и молодой человек будут иметь возможность удовлетворить свои потребности, которые в нереализованном виде могут стимулировать их участие в неформальных объединениях девиантной направленности.
Основные возможные мероприятия данного направления:разработка и актуализация в общественном сознании молодёжи новой ценностной модели личности молодого россиянина, основанной на толерантности, культуре мира, патриотизме, гражданской ответственности;
-
создание механизмов для организованного включения молодых людей в экстремальные виды спорта путём образования региональных ассоциаций экстремальных видов спорта, проведение открытых чемпионатов для «экстремалов», организации специализированных спортивных смен в летних оздоровительных лагерях и др.;
-
учреждение молодёжных СМИ (телеканал, радио, журналы, газеты), пропагандирующих толерантность, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни, успешность и т.д. в среде молодёжи;
-
активизация молодёжных общественных движений, в основе деятельности которых лежит идея позитивного решения разнообразных молодёжных проблем (к примеру, институционализация движений футбольных фанатов через их привлечение к организованным и социально контролируемым формам реализации собственной активности);
-
организация и проведение фестивалей молодёжных музыкальных субкультур;
-
разработка и проведение конкурса, направленного на выявление, обучение и включение в общественно продуктивную деятельность лидеров неформальных молодёжных объединений, групп, движений;
-
формирование системы воспитательной работы с молодёжью по месту жительства через создание организованных площадок для развивающего досуга молодёжи;
-
создание эффективной системы центров реабилитации подростков и молодёжи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
-
развитие клубных форм работы, основанных на идеях неформальных отношений, демократизма, самоуправления и самоорганизации;
-
создание и развитие служб работы с молодёжью, специалисты которых могут осуществлять профилактическую деятельность непосредственно среди дворовых уличных групп и компаний;
-
развитие дворового спорта, организация и проведение соревнований по дворовому футболу, волейболу, стритболу и т.д.;
-
создание при студенческих общежитиях клубов и центров, организующих досуг обучающихся;
-
строительство площадок для занятий молодёжью экстремальными видами спорта;
-
популяризация, развитие, создание условий для технических кружков, для проведения соревнований по техническим видам спорта (картинг, мотокросс, автомобильный спорт);
-
создание, развитие практической деятельности молодёжных советов при органах власти, обеспечение их включения в реальные процессы управления развитием региона.
4.Кадровое и организационное обеспечение функционирования системы профилактики молодёжного экстремизма.
Направление ориентировано на подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации специалистов, работающих с подростками и молодёжью, в соответствии с особенностями современного этапа развития радикальных и экстремистских проявлений в молодёжной среде. В рамках профильной образовательной деятельности необходимо пересмотреть цели, принципы, методы, формы обучения, а также стандарты, регламентирующие деятельность образовательных учреждений по подготовке специалистов для работы с молодёжью.
Основные возможные мероприятия данного направления:
-
создание на базе ведущих региональных университетов сети образовательных центров для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по профилактике молодёжного экстремизма;
-
формирование команды тренеров, использующих в образовательной деятельности инновационные методики профилактики экстремизма в молодёжной среде;
-
создание серии специализированных научно-методических изданий, посвящённых проблеме молодёжного экстремизма;
-
подготовка подростковых и молодёжных психиатров, способных осуществлять профилактические и оперативные действия, ориентированные на разрушение зависимого поведения, снижение уровня агрессии молодой личности и т.д.;
-
организация профессиональной переподготовки или повышения квалификации школьных психологов, социальных работников, специалистов в сферы работы с молодёжью;
-
повышение квалификации работников детских домов, социальных приютов, колоний для несовершеннолетних и т.д.;
-
внедрение системы тренингов, позволяющих ознакомить практических работников молодёжного профиля с инновационными способами и технологиями профилактики молодёжного экстремизма;
-
организация системы тренингов и семинаров для руководителей и актива детских и молодёжных общественных объединений, координаторов молодёжных движений региональных и местных отделений политических партий.
Всё это позволит постепенно переориентировать тенденцию развития молодёжного экстремизма в сторону его снижения, а также использовать потенциал молодёжи в конструктивных целях, находя тем самым баланс между интересами молодых людей, местных сообществ, государства и общества в целом.
Модели профилактики экстремизма в молодёжной среде
Задача противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации – это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. Как терроризм, так и экстремизм, имеют самую опасную форму проявления преступности, вследствие которой наступают тяжкие последствия, которые создают опасность гибели человека, препятствия, сопутствующие развитию общества и государства, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий.
Возможные модели профилактики экстремизма.
1.Модель профилактики, основанная на усилении роли традиционных институтов социализации.
В основе данной модели лежит идея рационального сокращения свободного, неконтролируемого пространства социализации молодого человека. Действия органов власти должны быть направлены на усиление и интеграцию воспитательного воздействия семьи, школы, учреждений профессионального образования различного уровня, общественных объединений, средств массовой информации. Жизнедеятельность подростка или молодого человека протекает в искусственно созданных конструктивных, позитивных полях, в рамках которых происходит его взросление, усвоение норм и стереотипов поведения в обществе, решение важнейших мировоззренческих проблем.
Основным ресурсом данной модели является система образования, представляющая собой наиболее организованный, проникающий практически во все сферы жизнедеятельности общества, институт. В основе модели лежит средовой подход, когда государством и местным самоуправлением создаются такие условия для молодого человека, которые существенно снижают проявления экстремисткой активности. Для успешной реализации модели необходимо создание и развитие позитивных молодёжных средств массовой информации, способных выполнять гражданскую, социализирующую функцию.
Важное место в общей системе профилактики отводится деятельности детских и молодёжных общественных объединений, задачей которых является организация позитивного развивающего досуга подростков и молодёжи. Чтобы их деятельность была эффективной и привлекательной для молодого поколения требуется оказание органами власти системной комплексной поддержки подобным объединениям. Это позволит развить материально-техническую базу, кадровый, социальный, творческий потенциал общественных организаций.
Данная модель может рассматриваться как вариант оперативного вмешательства государства в ситуацию в случае роста экстремистских проявлений в молодёжной среде. Также данная модель может быть применена и в отдельных регионах, находящихся на периферии, где слабо развито общественное молодёжное движение, и процесс социализации молодого поколения, в основном, протекает в рамках традиционных институтов. Реализация данной модели предполагает формирование правового сознания молодёжи, её информирование о правовых последствиях участия в экстремистской деятельности (приложение).
2.Модель профилактической работы, ориентированная на снижение деструктивного потенциала молодёжных субкультур.
В основе данной модели лежит деятельность государства и местного самоуправления по разработке механизмов, направленных на оптимизацию функционирования разнообразных молодёжных сообществ, являющихся носителями тех или иных субкультур, существующих в современной России. Молодое поколение переживает сегодня бурный рост разнообразных неформальных молодёжных объединений, движений, групп, объединяющихся по самым разным основаниям. Некоторые из этих субкультур носят ярко выраженный экстремистский характер.
Сегодня именно молодёжные субкультуры могут рассматриваться как структуры, формирующие и реализующие экстремистскую активность. В связи с этим профилактика экстремизма в молодёжной среде может идти в направлении снижения деструктивного потенциала молодёжных субкультур.
Можно выделить две базовые стратегии реализации данной модели.
Во-первых, это деятельность, ориентированная на разрушение и/или переориентацию молодёжных субкультур, осуществляемая специалистами. В этих целях необходимо создавать поля для реализации агрессивных, экстремальных проявлений молодых людей, удерживая их в рамках действующего законодательства и социальных норм. Наиболее успешно эта стратегия может быть реализована через развитие экстремальных видов спорта, содержащих элементы риска – альпинизм, велоспорт, мотокросс, сноуборд, паркур и т.д. При этом параллельно, там, где это возможно, происходит разрушение «управленческого ядра» носителей субкультуры, а также перевод молодёжного сообщества в новое деятельное русло позитивной направленности.
Во-вторых, деятельность, направленная на создание и внедрение в молодёжное поле новых субкультур, являющихся социально позитивными или же имитирующих экстремистскую активность. Здесь органы власти создают и финансируют молодёжное объединение, которое имеет привлекательный для молодёжи образ, стиль отношений, тип деятельности и вовлекает в сферу своего влияния максимально большое количество молодёжи. Оптимальным выглядит создание нескольких таких движений, реализующих интересы и предпочтения разных категорий молодёжи.
Элементы тренинга профилактики экстремизма и терроризма: Умей сказать НЕТ»
Цель: развитие ценностных ориентаций, профилактика эмоционального неблагополучия, актуализация внутренних ресурсов для успешной самореализации в жизни.
Задачи:
-
Сформировать ценностное отношение к собственной личности, осознанное понимание индивидуальных жизненных ценностей, ответственное отношение к выбору жизненного пути.
-
Развивать способность к самоанализу, самопознанию, навыки ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе.
-
Формировать коммуникативную культуру, навыки конструктивного взаимодействия на основе толерантности.
-
Формировать позитивный образ будущего.
Форма проведения: тренинговое занятие.
Целевая аудитория: подростки 15-17 лет (9-11 класс). Количество участников 12-17.
Продолжительность занятия 30 мин.
Упражнение «Правила нашей группы»
Цель: выработка правил, по которым будет проходить занятие.
Необходимы материалы: ватман, маркеры
(Несколько человек, которые объединяются в группы для реализации какой-либо деятельности, всегда действуют по правилам. Если эти правила предварительно не обсуждаются и не принимаются, в группе могут возникать разногласия и конфликты. Чтобы их не было в данной группе, предлагается принять правила. Предлагается озвучить основные пункты, к которым участники делают дополнение. Они записываются на листе ватмана).
1.Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Доверительный стиль общения. Для того чтобы группа работала с наибольшей отдачей и участники как можно больше доверяли друг другу, в качестве первого шага к практическому созданию климата доверия предлагается принять единую форму обращения на "ты".
2.Общение по принципу “здесь и теперь”. Многие люди стремятся не говорить о том, что они чувствуют, что думают, так как боятся показаться смешными. Для них характерно стремление уйти в область общих рассуждений, обсудить события, случившиеся с другими людьми. Это срабатывает "механизм психологической защиты". Поэтому во время занятий все говорят только о том, что волнует каждого; то, что происходит с нами в группе, мы обсуждаем здесь и теперь.
3.Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы молчим.
4.Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, никогда, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.
5.Недопустимость перехода «на личности». При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: "Ты мне не нравишься", а говорим: "Мне не нравится твоя мане