Пожарский муниципальный округ
Официальный сайт администрации Пожарского муниципального округа 

Социально-экономическое развитие Пожарского муниципального округа

Пояснительная записка

к прогнозу социально-экономического развития

Пожарского муниципального округа на 2025-2027 годы

При формировании прогноза социально-экономического развития Пожарского муниципального округа на 2025-2027 гг. в работе использовались статистические данные, данные отраслевых (функциональных) органов администрации Пожарского муниципального округа, данные Фонда пенсионного и социального страхования, Центра занятости населения, а также экономические показатели предприятий и организаций.

Площадь Пожарского муниципального округа составляет 2 257 038 га. Округ является вторым по величине в Приморском крае.

В состав Пожарского муниципального округа входит 1 поселок городского типа и 23 сельских населенных пункта. Численность населения по состоянию на 01 января 2024 года составила 23547 человек.

Для расчета численности населения на перспективу использован метод демографического прогноза, основанный на применении математических функций, с учетом сложившихся социально-экономических условий и гипотезы демографического и социально-экономического развития муниципального образования. Помимо этого, использованы данные Росстата «Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года» по регионам.

Пожарский муниципальный округ – монотерритория. Основная проблема экономического развития монотерритории – это жесткая зависимость от работы и финансовой стабильности градообразующих предприятий.

Поэтому приоритетной задачей сегодня остается сохранение потенциала действующих промышленных предприятий, определяющих экономику Пожарского муниципального округа: Приморская ГРЭС АО «Кузбассэнерго» и АО «Лучегорский угольный разрез», осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса добычи угля и выработки электроэнергии.

В настоящее время предприятия Приморская ГРЭС АО «Кузбассэнерго» и АО «ЛУР» работают в штатном режиме, в едином производственно-технологическом процессе добычи угля и выработки электроэнергии.

На протяжении последних лет Приморская ГРЭС стабильно удерживает объемы выработки электроэнергии, являясь одной из самых надежных и промышленно безопасных станций Дальнего Востока и Сибири и ключевым звеном в обеспечении надежности энергосистемы региона.

С 2020 года станция и разрез работают под контролем АО «Сибирская угольно-энергетическая компания». Штатная численность работающих и предоставляемые им социальные гарантии сохранены, что положительно отразилось на социальной обстановке в пгт Лучегорск.

Важным для сохранения экономического потенциала и социальной стабильности станет реализация АО «СУЭК» инвестиционных программ модернизации Приморской ГРЭС и Лучегорского угольного разреза.

В сентябре 2023 года инвестиционный проект «Модернизация действующего оборудования Приморской ГРЭС» признан Правительством Приморского края приоритетным и получил финансовую поддержку в виде инвестиционного налогового вычета.

Стоимость проекта модернизации Приморской ГРЭС оценивается в 28 млрд. рублей. Речь идет о глобальной реконструкции и модернизации объектов станции, что позволит увеличить на 70% выработку электроэнергии для энергоснабжения Восточного полигона РЖД, промышленного роста и развития Дальнего Востока.

Также с 2023 года реализуется инвестиционный проект по модернизации на Лучегорском угольном разрезе. Стоимость проекта оценивается в сумму около 13,0 млрд. рублей. Проект предусматривает техническое перевооружение предприятия с заменой устаревшего оборудования на более эффективное и производительное, что позволит увеличить мощность угольного разреза до 5 млн тонн угля в год.

Мероприятия по модернизации градообразующего комплекса обеспечат развитие экономики и социальную стабильность в пгт Лучегорск и в целом на территории Пожарского округа.

Политика руководства АО «СУЭК» вселяет уверенность в «завтрашнем дне» пгт Лучегорск и в целом Пожарского округа. Стабильная работа электростанции в составе Единой энергетической системы имеет важное значение для всех жителей нашего округа. Руководство компаний открыто для сотрудничества с органами местного самоуправления в решении задач, связанных с теплоснабжением пгт Лучегорск, улучшением экологической ситуации, преображением внешнего облика поселка энергетиков и угольщиков. При содействии и софинансировании компании в пгт Лучегорск реализуется и планируется к реализации ряд социальных проектов.

Непростая ситуация сегодня сложилась на Лермонтовском горно-обогатительном комбинате – градообразующем предприятии с. Светлогорье. Месторождение «Лермонтовское» отработано полностью. В связи с принятым решением руководства ООО «Лермонтовский ГОК» о ликвидации предприятия 147 работников уволены с комбината.

Для администрации Пожарского муниципального округа очень важно сохранить «жизнеспособность» данного населенного пункта. Поэтому поддержка инвестиционного проекта ООО «Астра» по возобновлению добычи на Лермонтовском вольфрамовом месторождении и разработке рудопроявления «Рубежное» является важным направление инвестиционной политики администрации.

В марте 2024 года ООО «Астра» заключило Соглашение с ООО «РБ-ТЕХ» о сотрудничестве в части проведения совместной разработки рудопроявления «Рубежное».

Кроме того, в настоящее время руководством ООО «Астра» ведутся переговоры с китайской компанией «Кухун» по реализации проекта по комплексной добыче на рудном узле Лермонтовского вольфрамового месторождения с поэтапным вовлечением новых залежей полезных ископаемых. Стоимость инвестиционного проекта – 30,9 млрд. руб.

В результате реализации проекта планируется создание 500 новых рабочих мест.

В настоящее время требуется решение вопроса о передаче имущественного комплекса бывшего предприятия ООО «Лермонтовский ГОК» новому инвестору для реализации данного инвестиционного проекта.

На территории Пожарского муниципального округа реализуются промышленные инвестиционные проекты:

1. Инвестиционный проект «Полносистемный рыбоводный кластер на теплых водах Приморской ГРЭС» ООО «Акваферма».

В настоящее время построены две садковые линии, в которой содержится около 12 тысяч осетровых разных видов и генераций. Возведена понтонная линия. Объем выращенной товарной продукции осетровых составляет около 5 тонн и может быть предложена к реализации к концу 2024 года. В апреле 2024 года проведена бонитировка стада, получены данные об икорном потенциале стада стерляди. В планах на 2025 год при изыскании средств - получить первую партию икры стерляди, а также строительство третьей и четвертой садковой линии, оборудование помещения для производства хранения кормов.

Главной проблемой, сдерживающей дальнейшую реализацию проекта, является отсутствие устойчивого финансирования проекта для дальнейшего развития. Кредитные продукты банков недоступны из-за отрицательной пока доходности компании. Необходимо сотрудничество в области привлечения инвестиций в дальнейшее развитие материально-технической базы (производственное оборудование). Компания находится в активном поиске инвестора для развития. Один из вариантов-обращение в венчурные фонды с письмом-рекомендацией от местных и краевых органов исполнительной власти.

2. Инвестиционный проект по глубокой переработке неценных пород древесины (осина, береза) «Производство палочек для мороженного и палочек для еды» ИП Устинова Михаила Вячеславовича.

В настоящее время запущена в работу линия по производству заготовок для зубочисток, а также линия по производству палочек для еды из осины. Произведено и отправлено в Китай – 300 тонн палочек для мороженого, 200 тонн заготовок для зубочисток, 400 тонн палочек для еды, заготовок для вилок и ложек. В планах - создание линии единичной упаковки.

3. Инвестиционный проект по комплексной переработке золошлаковых отходов Приморской ГРЭС на базе ООО «Экометт-Луч». В настоящее время смонтировано и введено в работу оборудование в режиме опытно-промышленной эксплуатации в непосредственной близости с золошлаковым отвалом Приморской ГРЭС. Произведено 320 т угля. В планах – запуск в опытно-промышленную эксплуатацию поточного производства. Необходимо сотрудничество в области поставки сырья на металлургические заводы КНР с целью производства продукции из золошлаковых смесей, реализации готовой продукции на территории КНР в рамках реализации проекта «Переработка золошлаковых смесей от производства Приморской ГРЭС», а также привлечение инвестиций. Кроме того, требуется установление приоритетов использования вторичных ресурсов/вторичного сырья в сфере строительства при реализации крупных федеральных и региональных проектов, а также включение продукции (материалов) с содержанием вторичных ресурсов и вторичного сырья из отходов строительства в классификатор строительных ресурсов.

В целом результатом реализации новых инвестиционных проектов и дальнейших планов и мероприятий действующих предприятий к концу 2025 года должны стать:

  1. Увеличение доли оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг территории до 30%.

  2. Увеличение доли занятых в малом и среднем предпринимательстве в среднесписочной численности занятых в экономике до 38,0 %.

  3. Снижение социальной напряженности среди населения Пожарского муниципального округа.

За прошедшее пятилетие немало проектов реализовано в рамках национальных и региональных проектов. Благодаря государственной политике и Правительству Приморского края на территорию округа направлено более 1,6 млрд. руб. на реализацию мероприятий и проектов в различных сферах.

В округе благоустроена 21 общественная территория и 52 дворовых территории, построен водозабор пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов Губерово и Новостройка, построен Дом культуры в с. Светлогорье, амбулатория в с. Верхний Перевал, ФАПы в сельских населенных пунктах, выполнены ремонты зданий и помещений бюджетных учреждений образования, культуры, ремонт помещений районной поликлиники и больницы, ремонт дорог, приобретен спортивный инвентарь и многое другое.

Сегодня округ богат новыми событиями и делами: строится физкультурно-оздоровительный центр, три многоквартирных дома, благоустраивается набережная, обустраиваются парки и скверы, создаются спортивные и детские игровые площадки.

В будущем планируется продолжить реализацию мероприятий по благоустройству, обустройству зон отдыха, ремонту дорог, улучшению материально-технического обеспечения учреждений образования и культуры, капитальному ремонту учреждений образования и др.

Проблемой в округе остается демографическая ситуация. Численность населения, к сожалению, ежегодно уменьшается. Отрицательная демографическая динамика, к сожалению, сохранится в ближайшие годы.

По прогнозным данным численность постоянного населения округа к концу 2027 года сократится на 1800 человек за счет миграционной и естественной убыли населения (ежегодно примерно на 450-500 человек) и составит 22293 человека.

В целях снижения миграционного оттока и сокращения естественной убыли населения необходима реализация соответствующих мероприятий, направленных на укрепление общественного здоровья населения, закрепление и привлечение специалистов, обеспечить их комфортным жильем, платить достойную зарплату, создать инфраструктуру, построить социально-культурные объекты, дороги с современным покрытием и др.

Мы должны сделать так, чтобы люди оставались жить в округе, молодежь возвращалась в села, медицина была на соответствующем уровне и люди могли получать медицинскую помощь, не выезжая в города Владивосток и Хабаровск.

В Статистическом регистре хозяйствующих субъектов на 1 января 2024 года по Пожарскому муниципальному округу учтены 306 организации (их филиалов и представительств) всех видов экономической деятельности за январь-декабрь 2023 года их число уменьшилось на 22 единицы).

По форме собственности 71% организаций являются частными, 17% - муниципальными, 5% - государственными, 7% - прочей формы собственности.

По организационно-правовым формам 47% организаций являются коммерческими, в т.ч. из них 95% являются обществами с ограниченной ответственностью, акционерных обществ – 3%. Доля некоммерческих организаций составляет 47%, в т.ч. 40% составляют учреждения, 30% потребительские кооперативы, 12% - общественные движения, организации и фонды. Организации без права юридического лица занимают 6% от общего числа зарегистрированных на территории Пожарского муниципального округа организаций.

15% организаций заявили своим основным видом экономической деятельности «торговлю оптовую и розничную; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов», 15% - «транспортировка и хранение», 10% - «деятельность по операциям с недвижимым имуществом», 10% - «сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство», 8% - «строительство», 3% - «деятельность в области здравоохранения и социальных услуг», 3% - «обрабатывающие производства», 2% - «деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений», 2% - «водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов», 2% - «деятельность гостиниц и предприятий общественного питания», 2% - «деятельность в области информатизации и связи», 1% - «добыча полезных ископаемых», 1% - «деятельность профессиональная, научная и техническая», 26% - «предоставление прочих видов услуг».

На 1 января 2024 года в составе Статистического регистра по Пожарскому муниципальному округу учтено 566 человек в качестве индивидуальных предпринимателей. За 2023 год их число увеличилось на 37 человек).

Около половины из индивидуальных предпринимателей (43%) заявили своим основным видом экономической деятельности «торговлю оптовую и розничную; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов», 12% - «транспортировка и хранение», 9% - «сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство», 7% - «строительство», 4% - «обрабатывающие производства», 4% - «деятельность гостиниц и предприятий общественного питания», 4% - «деятельность профессиональная, научная и техническая», 3% - «деятельность по операциям с недвижимым имуществом», 14% - «предоставление прочих видов услуг».

Динамика регистрации и ликвидации организаций и индивидуальных предпринимателей в 2025-2027 гг. значительно не изменится.

Основные цели и задачи на прогнозируемый период

Основными направлениями деятельности администрация Пожарского муниципального округа на 2025-2027 годы останутся те направления, над которыми работала администрация в течение предшествующих лет, а именно:

  • обеспечение достойного уровня жизни населения путем удовлетворения социальных, культурных потребностей, поддержания здорового образа жизни, поддержки молодежи и молодых семей;

  • создание условий для активизации инвестиционной привлекательности округа;

  • укрепление экономической основы округа и стимулирование деятельности предприятий всех форм собственности и малого предпринимательства.

Социально-экономическая политика администрации Пожарского муниципального округа будет направлена на реализацию и решение следующих задач и вопросов:

  • повышение качества управления муниципальными финансами, эффективности и оптимизации бюджетных расходов, организация бюджетного процесса, ориентированного на результат;

  • увеличение доходной части бюджета Пожарского муниципального округа путем принятия дополнительных мер по улучшению собираемости налогов и других обязательных платежей;

  • сокращение до минимума или ликвидация низкоэффективных и неэффективных расходов в бюджетном секторе;

  • повышение эффективности управления муниципальной собственностью, путем совершенствования механизма муниципального управления;

  • осуществление мер, направленных на сохранение и увеличение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства;

  • поддержка предпринимательства и малого бизнеса как фактора стабильности экономики территории, привлечение в экономику округа частных инвестиций;

  • реализация всех этапов инвестиционных проектов;

  • создание новых рабочих мест;

  • ввод новых объектов промышленного назначения.

Выпуск товаров, работ и услуг

(валовой внутренний продукт территории)

По оценке валовой внутренний продукт (ВВП) Пожарского муниципального округа в 2024 году составит 43,4 млрд. руб., обеспечив рост к уровню 2023 года на 107,3% в действующих ценах. В сопоставимых ценах к уровню 2023 года рост ВВП прогнозируется на 104,2%.

В среднесрочной перспективе сохранение и в дальнейшем рост экономического потенциала территории будет обеспечен за счет реализации Инвестиционных программ градообразующих предприятий, направленных на модернизацию производств.

Резервом роста ВВП территории округа должны стать: реализация новых инвестиционных проектов в промышленности, укрепление позиций сельского хозяйства и увеличение объемов его производства, а также рост объемов потребительских услуг.

Развитие территории в 2025-2027 годах будет в значительной степени определяться эффективностью реализации мер государственной экономической политики, направленных на содействие адаптации экономики к новым условиям.

С учетом реализации указанных мер в 2025-2027 годах прогнозируется ежегодный прирост ВВП с учетом инфляции в среднем на 4% и к концу 2027 года общий выпуск товаров, работ и услуг на территории Пожарского округа составит 52,2 млрд. руб.

Промышленность

В структуре внутреннего валового продукта территории большая доля приходится на производство продукции промышленных предприятий.

Основные отрасли промышленности, формирующие экономику территории – электроэнергетика, угольная промышленность, лесная и деревообрабатывающая промышленность, пищевая промышленность.

Показатели по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полному кругу предприятий и организаций последние три года имеют положительную динамику.

Объем промышленного производства по крупным и средним предприятиям округа за 2024 год по оценке составит 26,3 млрд. руб.

За 2025-2027 гг. структура экономики округа сохранит отраслевую направленность, т.е. основная доля в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг по полному кругу организаций в округе по-прежнему будет приходиться на производство и распределение электроэнергии предприятием энергетики – Приморская ГРЭС АО «Кузбассэнерго», работу и вклад в экономику которого нельзя оценивать отдельно от АО «Лучегорский угольный разрез».

По оптимистическому прогнозу, при наращивании объемов производства градообразующих предприятий в результате их модернизации и реализации новых промышленных инвестиционных проектов, к концу 2027 года общий объем промышленного производства предприятий Пожарского округа составит 31,1 млрд. руб., выработка электроэнергии увеличится до 7,0 млрд. кВт.ч, добыча угля – до 6 млн. тонн, производство теплоэнергии – до 300 тыс. Гкал.

Для сохранения экономического потенциала территории важно, чтобы промышленные предприятия Пожарского муниципального округа стабильно удерживали объемы производства, особенно объемы выработки электроэнергии и добычи угля.

Лесная промышленность

Одной из составляющей экономического потенциала Пожарского округа является лесная отрасль. Около 90% всей площади Пожарского округа занимают земли лесного фонда. К сожалению, в настоящее время развитие лесной отрасли округа ограничивается только рубкой леса - заготовкой древесины. В округе отсутствуют предприятия по глубокой переработке древесины. Развитие на нашей территории производства по глубокой переработке древесины обеспечит дополнительные налоговые поступления в бюджет округа и создаст дополнительные рабочие места.

В этом направлении положительным является реализация инвестиционного проекта по созданию завода по глубокой переработке неценных пород древесины (осина, береза) в пгт Лучегорск (инициатор инвестиционного проекта ИП Устинов М.В.). В результате реализации данного проекта планируется создание 47 рабочих мест, планируемая налоговая отдача около 15,0 млн. руб. в год. Главной проблемой, сдерживающей дальнейшую реализацию проекта, является отсутствие сырья (белой березы и осины). Весь объем древесины этих пород отправляется в круглом виде на экспорт. Необходимо предоставление переработчику преимущественного права на аренду лесных участков с правом заготовки древесины неценных пород (осины и березы), а также содействие Правительства уезда Жаохэ, КНР в области расширения пропускной способности таможенного пункта пропуска Покровка – Жаохэ на российско-китайской границе в Бикинском районе Хабаровского края и поиск партнеров для совместного дальнейшего развития проекта «Создание завода по глубокой переработке белой березы».

Строительство

По оценке за январь-декабрь 2024 года объем работ по виду деятельности «строительство» увеличится к уровню 2023 года на 10%, ввод в действие жилья оценивается около 2 тыс. кв. м, в полном объеме выполненного индивидуальными застройщиками.

По прогнозным данным к концу 2025 года объем работ по виду деятельности «строительство» составит около 8 млрд. руб.

В перспективе 2026-2027 годов объем строительства составит около 10 млрд. руб.

Якорными социальными проектами 2025-2027 годов станут строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в третьем микрорайоне пгт Лучегорск (площадь здания 3212,03 кв.м), строительство арендного жилья – трех многоквартирных домов (120 квартир общей площадью 5,9 тыс. кв. м) в пгт Лучегорск для привлечения специалистов социальной сферы, строительство школы в с. Пожарское.

По состоянию на 01.01.2024 общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, составила 27,1 кв. м. В перспективе в жилищной сфере ожидается повышение среднего уровня обеспеченности жильем до уровня 30 м2 на одного жителя.

Сельское хозяйство

Возрождение сельскохозяйственной отрасли – важное направление работы администрации округа. В прежние времена Пожарский округ славился своими животноводческими совхозами, на полях выращивали и собирали большие урожаи картофеля и овощей.

По состоянию на 01 января 2024 года в сельскохозяйственной отрасли Пожарского муниципального округа фактически осуществляют деятельность 2 организации, 18 крестьянско-фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. В животноводстве занято 6 фермерских хозяйств, в растениеводстве – 12 фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Основное направление растениеводства – выращивание сои.

К сожалению, неблагоприятные погодные условия в весенне-летний период несколько лет подряд, лейкоз крупного рогатого скота, рост цен на ГСМ и энергоносители, отсутствие достаточных финансовых средств у сельхозпроизводителей негативно отразились на ситуации в сельскохозяйственной отрасли. Отмечается снижение многих показателей.

Выпуск сельскохозяйственной продукции в хозяйствах округа за 2024 год по оценке составит 176,3 млн. рублей. Снижение показателя отмечено за счет снижения производства мясомолочной продукции во всех категориях хозяйств округа. В хозяйствах всех категорий Пожарского округа на конец 2024 года отмечается снижение поголовья крупного рогатого скота и свиней.

Развитие сельскохозяйственной отрасли возможно только при реальной поддержке сельхозпроизводителей в рамках Государственной программы Приморского края и предоставления субсидий по различным направлениям деятельности.

Большим плюсом для дальнейшей работы с растениеводами стала передача на муниципальный уровень полномочий в области земельных отношений. Это дает возможность более предметно работать с фермерами по вопросу целевого использования и освоения сельскохозяйственных земель, учитывать все их посевы и урожаи.

Возрождение сельскохозяйственной отрасли в округе – важное направление работы администрации округа. В прежние времена Пожарский округ славился своими животноводческими совхозами, на полях выращивали и собирали большие урожаи картофеля и овощей.

В последующие годы в рамках реализации государственной политики, направленной на развитие сельского хозяйства Российской Федерации, планируется увеличение объемов производства продукции растениеводства и животноводства в хозяйствах округа на 2%-3%, что обеспечит к 2027 году валовой выпуск сельскохозяйственной продукции в объеме более 192 млн. руб.

Малое предпринимательство

На сегодняшний день в Пожарском муниципальном округе насчитывается более 800 субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрировано около 1500 «самозанятых» граждан. В малом и среднем предпринимательстве занято около 5,0 тыс. человек, а это более 30% от общей численности занятых в экономике округа.

Годовой оборот всех субъектов малого и среднего предпринимательства превышает 7,0 млрд. руб. Доля оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП округа – 28,6%.

Малыми предприятиями в округе представлена пищевая промышленность: это завод по производству минеральной воды, два хлебовыпекающих предприятия и кондитерских цеха, два цеха по производству мясных полуфабрикатов и кулинарной продукции. В округе успешно работают цех по производству оконных пластиковых профилей, предприятие по производству мебели, три предприятия по производству строительных материалов (металлочерепицы, профнастила, полистиролбетонных строительных блоков).

Мы видим реальные шаги развития и роста экономического потенциала малого и среднего предпринимательства округа. Все больше возрастает роль малого бизнеса в экономике территории, велика его роль в решении проблемы занятости населения, увеличении налоговых поступлений в бюджет округа.

По оценке к концу 2027 года годовой оборот всех субъектов малого и среднего предпринимательства составит более 12 млрд. руб., а доля оборота субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП округа – около 32%.

Инвестиции

Динамичность и эффективность развития экономики территории во многом зависят от величины инвестиций, направленных на создание новых производственных мощностей и расширение существующих, их реконструкцию на современном научно-техническом уровне, а также развитие социальной инфраструктуры.

Важным показателем развития территории, определяющим перспективы её развития, являются инвестиционные вливания в экономику и социальную сферу.

Инвестиции в экономику и социальную сферу округа за счет всех источников финансирования за 2023 год оцениваются в 9,3 млрд. рублей, что в 6,5 раз выше уровня 2022 года.

Основная доля инвестиций округа приходится на долю градообразующих предприятий (Приморская ГРЭС АО «Кузбассэнерго» - 7,8 млрд. руб., АО «Лучегорский угольный разрез» - 1,26 млрд. руб.).

Отмечено увеличение общего объема инвестиций в машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь организаций, а также в здания и сооружения производственного назначения. Из общего объема инвестиций 95 % или составляют инвестиции в основной капитал за счет собственных средств, 5 % – за счет привлеченных средств.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя Пожарского муниципального округа составил 376,6 тыс. руб., что в 7,2 раза выше уровня 2022 года.

По прогнозу за 2025-2027 годы инвестиционные вливания предприятий Пожарского муниципального округа в основной капитал составят более 50 млрд. руб.

Инвестиционные проектами Пожарского муниципального округа, в которые планируются значительные финансовые вливания, являются проекты по техническому перевооружению и реконструкции основных и прочих объектов Приморской ГРЭС АО «Кузбассэнерго» и АО «ЛУР», проект по созданию полносистемного рыбоводного кластера на теплых водах Приморской ГРЭС, проект по созданию завода с высокой степенью переработки древесины в пгт Лучегорск.

Рынок товаров и услуг

На потребительском рынке Пожарского муниципального округа осуществляют деятельность 580 объектов в сфере торговли, общественного питания и оказания услуг населению. Жителям округа предлагается широкий ассортимент продовольственных товаров, одежды, обуви, сложно-технических товаров, строительных материалов и др.

Положительным является то, что структура розничных торговых объектов в округе меняться в сторону современных форматов торговли. Расширяется сеть предприятий, осуществляющих реализацию товаров по методу самообслуживания, а также предприятий торговли, имеющих собственное кулинарное, хлебопекарное и кондитерское производство.

Суммарные торговые площади в торговой сети составляют 22,5 тыс. кв. метров. Обеспеченность торговыми площадями на 1 тысячу жителей в розничной торговой сети в Пожарском муниципальном округе составляет 820 кв. метров, что превышает утверждённый норматив (412,0 кв. м.) почти в 2 раза.

Годовой оборот розничной торговли и общественного питания составляет 6,4 млрд. руб., объем оказанных населению платных услуг оценивается в 2,0 млрд. руб.

По оценке к концу 2024 года темп роста потребительских цен составит 105,1%.

В среднесрочной перспективе с учетом восстановления потребительской активности, налаживания транспортно-логистических связей импортеров в 2025-2027 годы уровень инфляции выйдет на целевой уровень Банка России в размере 4,0%.

Рынок труда

В условиях постепенной адаптации экономики к внешнему санкционному воздействию ситуация на рынке труда будет оставаться стабильной.

Правительством Российской Федерации в среднесрочной перспективе предполагается реализация мероприятий, направленных на снижение безработицы, повышение эффективности регулирования процессов использования трудовых ресурсов, обеспечение защиты трудовых прав граждан.

Продолжится реализация мероприятий по поддержке рынка труда:

  • увеличение размера выплат пособий по безработице;

  • организация общественных и временных работ;

  • поддержка работников в неполной занятости (компенсация части заработной платы в пределах одного минимального размера оплаты труда на протяжении трех месяцев);

  • профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения;

  • переобучение, повышение квалификации и профессиональная переподготовка ищущих работу граждан, включая безработных граждан;

  • финансовая поддержка безработных граждан на открытие предпринимательства и создание «собственного» дела;

  • стимулирование найма отдельных категорий граждан.

В целях стимулирования занятости населения будет продолжена работа по оказанию государственной социальной помощи в рамках социального контракта по мероприятиям «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» и «Ведение личного подсобного хозяйства».

В результате реализации комплекса мер по содействию занятости населения уровень безработицы в начале 2024 года составил 1%. Уровень безработицы в 2025-2027 годах останется стабильным не выше 1%.

Численность работающих в организациях округа в 2024 году увеличилась на 4% за счет привлечения работников из других регионов нашей страны и ближнего зарубежья, выполняющих подрядные работы по капитальному ремонту Приморской ГРЭС в рамках проекта по модернизации предприятия.

В последующие годы прогнозируемого периода численность работающих несколько снизится после завершения инвестиционных проектов градообразующих предприятий и масштабных капитальных ремонтов и составит чуть более 5 тыс. человек.

Уровень жизни населения

Экономическое и социальное развитие территории во многом определяется состоянием уровня жизни населения. Основными показателями уровня качества жизни населения являются размеры средней заработной платы, средней пенсии и прожиточный минимум.

Уровень инфляции за 2024 год оценивается Правительством Российской Федерации в 105,3%. В последующие годы стабильно низкий уровень инфляции в размере 4% позволит сохранить покупательную способность денег и обеспечить устойчивый рост реальных доходов граждан, а также рост уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.

Во внебюджетном секторе уровень заработной платы существенно не изменится и в целом будет определяться динамикой производительности труда и предложением трудовых ресурсов на рынке труда при сохранении спроса на них.

Одновременно с этим в условиях нарастающего с марта 2022 года санкционного давления на Российскую Федерацию основной задачей Правительства Российской Федерации в социальной сфере является поддержка наиболее уязвимых категорий граждан.

Правительство Российской Федерации с 1 февраля 2025 года планирует поднять пенсии на 4% и с 1 апреля того же года – на 3,8%, тогда среднегодовой размер пенсии составит 24274,4 руб., а с 1 февраля 2026 года произойдет индексация на 4%, а с 1 апреля 2026 года — на 2,8%. В результате среднегодовой размер пенсии составит 25925 рублей. К концу 2027 года средний размер пенсии составит 27480,6 руб.

Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в 2025 году составит 21102 руб., в том числе для трудоспособного населения – 23001 руб. для пенсионеров – 18148 руб., для детей – 20469 руб. К 2027 году величина прожиточного минимума в среднем на душу населения составит 25862 руб.

В среднесрочной перспективе увеличению доходов населения будет способствовать, в том числе:

  • рост уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции, который достигается путем увеличения размера страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров, а также предоставления социальных доплат к пенсии;

  • индексация социальных выплат, а также развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам;

  • целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности семей с детьми;

  • содействие занятости отдельных категорий граждан (женщин, воспитывающих детей, инвалидов, лиц старшего поколения);

  • расширение мер поддержки, предоставляемых на основе оценки нуждаемости с использованием данных Единой государственной информационной системы социального обеспечения и единого ресурса сведений о населении.

Дополнительный вклад в рост доходов населения внесет опережающий рост доходов от предпринимательской деятельности. В условиях развития новых форм ведения бизнеса (платформенные решения, дистанционная занятость) и легализации занятости в ближайшие годы будет расти число самозанятых граждан, индивидуальных предпринимателей и занятых у индивидуальных предпринимателей. Условия для этого создаст реализация национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

По оценке к концу 2024 года размер средней номинальной заработной платы составит 84262 руб., при этом рост реальной заработной платы составит 7,2%. Динамика роста реальной заработной платы в 2025-2027 годы составит 6%-8%.

Индекс изменения платы граждан

за коммунальные услуги и тарифы в электроэнергетике

По прогнозам Минэкономразвития, в 2025-2027 годах запланировано ежегодное повышение тарифов на ЖКХ на уровне 4%. Индексация направлена на компенсацию возрастающих издержек производителей и поставщиков, в том числе связанных с мероприятиями по модернизации и увеличению надежности энергосистем. Кроме того, это позволит сохранить затраты на ремонт оборудования. Инфраструктура ЖКХ также нуждается в модернизации, без которой возрастают риски аварий, особенно в осенне-зимний период.

На территории Приморского края реализуются меры социальной поддержки в виде адресных субсидий отдельным категориям граждан при оплате ЖКУ.

Показатели развития социальной сферы

Сегодня на территории округа сеть бюджетных учреждений образования насчитывает 29 объектов (27 муниципальных, 2 государственных):

  • 13 школ общего образования, в которых обучается 2,86 тыс. учащихся,

  • 9 детских дошкольных учреждений и 5 дошкольных групп при школах, которые посещает 0,95 тыс. детей,

  • 5 учреждений дополнительного образования (Детская музыкальная школа, Детская художественная школа, Детско-юношеская спортивная школа; Центр внешкольной работы, Детская театральная студия «Сорванец»), в которых обучаются около 1 тыс. детей,

  • филиал КГА ПОУ «Промышленно-технологический колледж», в котором обучается 98 человек по специальностям: повар, кондитер, сварщик, продавец, контролер-кассир;

  • КГКУ «Центр содействия семейному устройству» с. Светлогорье с числом воспитанников 25 человек.

На территории Пожарского муниципального округа сеть учреждений культуры, спорта и молодежной политики состоит из:

  • муниципального бюджетного учреждения «Централизованная библиотечная система Пожарского муниципального округа» (районная библиотека, детская библиотека и 9 библиотек-филиалов в сельских населенных пунктах);

  • муниципального бюджетного учреждения «Дворец культуры Пожарского муниципального округа» и 10 филиалов в сельских населенных пунктах;

  • муниципального бюджетного учреждения «Краеведческий музей Пожарского муниципального округа» и один филиал в с. Верхний Перевал.

В перспективе администрация Пожарского муниципального округа планирует сохранить сеть бюджетных учреждений образования и культуры при проведении постоянной работы, направленной на повышение качества и доступности муниципальных услуг, а также работы по обеспечению максимально эффективного использования муниципальных ресурсов.

На территории Пожарского муниципального округа имеется сеть бюджетных учреждений здравоохранения: центральная районная больница (стационарное отделение, отделение скорой медицинской помощи и поликлиника), участковая больница с. Красный Яр, 4 амбулатории и 7 фельдшерско-акушерских пунктов, муниципальная стоматологическая поликлиника.

Кроме того, получает развитие и пользуется спросом у населения частная медицинская практика. В округе работают 4 частных медицинских организации оказывают стоматологические услуги, 2 частные медицинские организации – услуги общей практики и услуги лабораторных исследований.

Задачи администрации Пожарского муниципального округа

по повышению эффективности экономики

Дальнейшее развитие экономики округа планируется строить на основе:

  • обеспечения устойчивой работы градообразующих предприятий за счет вложения инвестиций в обновление и ремонт основных фондов;

  • реализации инвестиционных проектов, направленных на создание новых производств;

  • развития сельскохозяйственного производства за счет государственной поддержки сельхозпроизводителей, целевого использования пахотных земель и подъёма залежных земель, закрепления кадров на селе;

  • создания условий для развития туризма;

  • развития транспортной инфраструктуры;

  • обеспечения надежности и устойчивости функционирования жилищно-коммунального хозяйства;

  • сохранения и дальнейшего развития социальных сфер (образования, здравоохранения, культуры), повышения качества предоставляемых ими услуг и обеспечения их доступности.

__________________________

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie