НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
(глава 30 Налогового кодекса Российской Федерации)
Изменения на федеральном уровне
1. Предусмотрены полномочия законодательных органов субъектов Российской Федерации устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости и для таких объектов, как жилые строения, многоквартирные дома, наемные дома, садовые дома независимо от вида разрешенного использования земельных участков, на которых они расположены (подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс).
Таким образом, с 2024 года законодательными органами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения: жилых помещений, жилых строений, многоквартирных домов, наемных домов, садовых домов, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства, а также хозяйственных строений или сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
2. Установлена предельная налоговая ставка в размере, не превышающем 0,3 процента, в отношении жилых помещений, гаражей, машино-мест, которые принадлежат личному фонду на праве собственности и налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (пункт 1.2 статьи 380 Кодекса).
3. Установлена предельная налоговая ставка в размере, не превышающем 1,6 процента, на 2024 - 2026 гг. в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью (пункт 3.2 статьи 380 Кодекса).
4. В отношении объектов налогообложения, прекративших существование в результате их гибели или уничтожения, введен порядок прекращения налогообложения на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральным законом (пункт 4.1 статьи 382 Кодекса).
Форма заявления (КНД 1150123) о гибели или уничтожении объекта налогообложения утверждена Приказом ФНС России от 16.07.2021 № ЕД-7-21/668@ «Об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, порядка ее заполнения, формата представления такого заявления в электронной форме, а также формы уведомления о прекращении исчисления налога на имущество организаций в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения и формы сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога на имущество организаций в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения».
5. Изменен предельный срок (с 1 марта на 1 февраля) для представления налогоплательщиком, состоящим на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта Российской Федерации, уведомления о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации; сокращен с 30 до 10 дней срок рассмотрения налоговым органом этого уведомления (пункт 1.1 статьи 386 Кодекса).
Форма уведомления (КНД 1150090) утверждена Приказом ФНС России от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311@ «Об утверждении формы уведомления о порядке представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций».
6. Изменен предельный срок (с 25 марта на 25 февраля) для представления налоговой декларации по итогам налогового периода. В связи с этим с 2024 г. отменяется обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган уведомление об исчисленной сумме налога (по объектам, указанным в налоговой декларации) за истекший налоговый период (пункт 9 статьи 58, пункт 1 статьи 383 Кодекса).
В отношении уведомления об исчисленной сумме налога на имущество организаций (далее - налог) за истекший налоговый период применяется следующее.
а) В части объектов, облагаемых налогом исходя из среднегодовой стоимости и объектов налогоплательщиков - иностранных организаций, облагаемых налогом исходя из кадастровой стоимости (пункты 1, 2 статьи 375 Кодекса), сумма налога по которым отражается в налоговой декларации.
Согласно пункту 1 статьи 386 Кодекса, налогоплательщики обязаны по истечении налогового периода представлять в налоговые органы налоговую декларацию по налогу,
Начиная с 1 января 2024 г. налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 3 статьи 386 Кодекса).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, независимо от порядка определения налоговой базы (пункт 1 статьи 383 Кодекса).
С учетом изложенного начиная с 2024 г. законодательством о налогах и сборах предусмотрена уплата (перечисление) налога после представления соответствующей налоговой декларации. В таком случае у налогоплательщиков - организаций обязанность представления уведомления по налогу за истекший налоговый период отсутствует.
б) В части объектов налогоплательщиков - российских организаций, облагаемых налогом исходя из кадастровой стоимости (пункт 2 статьи 375 Кодекса), сумма налога по которым не отражается в налоговой декларации.
Согласно пункту 3 статьи 386 Кодекса, налогоплательщики - российские организации не включают в налоговую декларацию по налогу сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. В случае, если у налогоплательщика - российской организации в истекшем налоговом периоде имелись только указанные объекты налогообложения, налоговая декларация не представляется.
С учетом изложенного законодательством о налогах и сборах обязанность по представлению налоговой декларации в отношении рассматриваемых объектов налогообложения не установлена. В таком случае у налогоплательщиков - российских организаций имеется обязанность представления уведомления по налогу за истекший налоговый период.
Форма уведомления (КНД 1110355) утверждена Приказом ФНС Росси от 02.11.2022 № ЕД -7-8-/1047@ «Об утверждении формы, порядка заполнения и формата предоставления уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов в электронной форме».
7. С 1 января 2024 года Приказом ФНС России от 28.08.2023 № ЕД-7-21/577@, вводятся новые форма (КНД 1150129) и формат представления пояснений налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения) на сообщение налогового органа об исчисленных суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога.
Организация вправе в течение 20 дней со дня получения сообщения об исчисленных налоговым органом транспортном и земельном налогах, а также налоге на имущество в отношении объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, представить такие пояснения. Сделать это можно, если сумма уплаченного налога за истекший период не соответствует указанной в сообщении, в том числе если есть основания для освобождения от уплаты налога, применения пониженных налоговых ставок и льгот.
Пояснения рассматриваются налоговым органом в течение месяца со дня их получения. О результатах налоговый орган информирует организацию. Если сумма налога изменилась, то он проводит перерасчет и направляет налогоплательщику уточненное сообщение об исчисленной сумме налога с указанием оснований для перерасчета.
Со дня, следующего за днём информирования налоговым органом организации о результатах рассмотрения ее пояснений, либо со дня, следующего за днем истечения одного месяца, в случае их непредставления, сумма налогов на имущество, исчисленных в направленном сообщении, учитывается в совокупной обязанности на едином налоговом счете налогоплательщика.
После вступления в силу Приказа пояснения независимо от способа их представления в налоговый орган - на бумаге или в электронном виде - оформляются по единой форме.
Изменения на региональном уровне
В 2023 году в Закон Приморского края от 28.11.2003 № 82-КЗ «О налоге на имущество организаций» (в редакции от 22.12.2023 № 496-КЗ) внесены следующие основные изменения, действующие в 2024 году.
1. В перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, включены:
а) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Обращаем внимание, что в указанный перечень не вошли такие объекты, как многоквартирные дома, наемные дома, по которым с 2024 года предусмотрены полномочия законодательных органов субъектов Российской Федерации устанавливать особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости (подпункт 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса).
б) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
2. В статье 2 «Налоговая ставка» установлены три налоговые ставки: в размере 2,2 процента - для объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как среднегодовая стоимость; 2 процента - для объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость; 0,3 процента - с 2024 года в отношении жилых помещений, гаражей, машино-мест, которые принадлежат личному фонду на праве собственности и налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн рублей.
3. В статье 2 (1) «Налоговые льготы» льготы установлены как в виде освобождения от налогообложения, так и в виде снижения налоговых ставок для имущества отдельных категорий налогоплательщиков, независимо от вида налоговой базы.
• Льготы в виде освобождения от налогообложения:
- с 1 января 2022 года по 30 июня 2024 года включительно – организаций в отношении объектов недвижимого имущества, входящих в состав культурно-образовательных и музейных комплексов, строительство которых осуществлялось в рамках реализации федерального проекта «Культурная среда», входящего в состав национального проекта «Культура».
- с 01.01.2023 по 30.06.2024 включительно – имущества организаций в отношении объектов теплоснабжения, работающих на сжиженном углеводородном газе, и очистных сооружений биологической очистки, обеспечивающих функционирование аэропортов.
- с 01.01.2023 по 31.12.2025 включительно:
а) имущества организаций, осуществляющих основные виды экономической деятельности: относящиеся к классу 07 «Добыча металлических руд» ОКВЭД; «Производство лекарственных препаратов» ОКВЭД; относящиеся к разделу С «Обрабатывающие производства» ОКВЭД при условии включения организации, осуществляющей данный основной вид экономической деятельности, в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
б) организаций федеральной почтовой связи, осуществляющие деятельность в соответствии с кодом ОКВЭД «53.10. Деятельность почтовой связи общего пользования», в отношении имущества, задействованного в оказании услуг почтовой связи общего пользования.
- с 01.01.2023 по 31.12.2026 включительно:
а) имущества специализированных организаций, владеющих на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью;
б) имущества, принадлежащее на праве собственности российским сельскохозяйственным организациям.
• Льготы в виде пониженных налоговых ставок:
- налоговая ставка и в размере 0,1 процента установлена:
- для имущества организаций, основным видом деятельности которых является предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества, в отношении квартир, учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, входящих в состав многоквартирных домов (МКД) и предназначенных для сдачи внаем физическим лицам (ФЛ);
- для имущества организаций, осуществляющих один или несколько следующих видов деятельности: деятельность по аренде и управлению собственным или арендованным жилым недвижимым имуществом; деятельность по управлению фондами; деятельность по предоставлению финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, а также в отношении квартир (с суммарной общей площадью не менее 1400 кв.м.) и машино-мест, входящих в состав МКД и предназначенных для использования ФЛ на основании договоров найма и (или) аренды для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
- налоговая ставка и в размере 1,1 процента установлена :
- с 01.01.2023 по 30.06.2024 включительно - для имущества организаций в отношении объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, предназначенных для водоснабжения, водоотведения, строительство и реконструкция которых осуществлялись в рамках краевой целевой программы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» на 2008 - 2019 годы;
- с 01.01.2023 по 31.12.2024 включительно - для имущества организаций, расположенного на территории Приморского края и относящегося к объектам связи и центрам обработки данных.
- налоговая ставка в размере 1,5 процента установлена:
- для имущества, переданного концессионеру и (или) созданного им в соответствии с концессионным соглашением, концедентом по которому выступает Приморский край.
- налоговая ставка в размере 0 процента на 5 лет с месяца, следующего за месяцем постановки имущества на баланс организации, и 0,5 процента - в течение последующих 5 лет установлена:
- для имущества вновь созданного и (или) приобретенного в целях реализации инвестиционного проекта;
- для имущества, учитываемого на балансе организаций – резидентов СПВ;
- для имущества, учитываемого на балансе организаций – резидентов ТОР;
- для имущества рыбохозяйственных организаций в отношении судов рыбопромыслового флота (начиная с налогового периода, в котором судно построено);
- налоговая ставка в размере 0 процента установлена :
- для имущества организаций, созданного и (или) приобретенного в целях реализации инвестиционного проекта и не входящего в состав налоговой базы до начала его реализации, а также для имущества организаций, модернизированного и (или) реконструированного в ходе реализации инвестиционного проекта, в случае, если в отношении указанного инвестиционного проекта заключен специальный инвестиционный контракт в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», одной из сторон которого является Приморский край совместно с Российской Федерацией.
Напоминаем, что для российских организаций, имеющих право на налоговые льготы, установленные в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, введен заявительный порядок предоставления льгот. Форма соответствующего заявления (КНД 1150121) утверждена Приказом ФНС России от 09.07.2021 № ЕД-7-21/646@
Для иных объектов, налог на имущество организаций по которым исчисляется от среднегодовой стоимости, льготы по уплате налога, как и ранее, заявляются в налоговой декларации. Декларации заполняются по форме (КНД 1152026), утвержденной Приказом ФНС России от 24.08.2022 № ЕД-7-21/766@.
Налог на имущество организаций за 2024 год и авансовые платежи в отношении объектов налогообложения, налог по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости, будет исчисляться в отношении объектов, включенных в Перечень, утвержденный Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27.12.2023 № 832-ри «Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2024 год».
С 2024 года при исчислении налога на имущество организаций по объектам налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, применяется кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 02.11.2023 № 111-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории Приморского края».
Сверка. В соответствии пунктом 6 статьи 386 Кодекса для подготовки к направлению в 2024 году сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов за налоговый период 2023 года информируем о возможности проведения по обращению организации сверки сведений, содержащихся в автоматизированной информационной системе налоговых органов о недвижимом имуществе, зарегистрированном на организацию.
Для проведения сверки представитель налогоплательщика вправе получить выписку из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) со сведениями о недвижимом имуществе в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы, утвержденным приказом Минфина России от 30.12.2014 № 178н. Выписка предоставляется без взимания платы, не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации запроса в налоговом органе.
В случае выявления расхождений сведений, содержащихся в ЕГРН, с имеющимися у организации сведениями из органов (организаций), осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, просим сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения с указанием сведений, в отношении которых выявлены расхождения (по возможности просим приложить документы о соответствующих характеристиках объектов налогообложения).
После проверки (сверки в рамках межведомственного взаимодействия) представленной информации налоговым органом будут приняты меры по актуализации сведений в автоматизированной информационной системе налоговых органов и в ЕГРН при наличии оснований, предусмотренных статьями 83 - 85 Налогового кодекса, о чем организация будет информирована в установленном порядке.
ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ
(глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации)
Изменения на федеральном уровне
1. К транспортным средствам, не являющимся объектами налогообложения, отнесены специальные и специализированные автотранспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (подпункт 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса).
Таким образом, с 2024 года к транспортным средствам, не являющимся объектами налогообложения, отнесены: тракторы, самоходные комбайны, самоходные машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, специальные и специализированные автотранспортные средства, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (пп. 5 в ред. Федерального закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ).
2. В отношении объектов налогообложения, прекративших существование в результате их гибели или уничтожения, введен порядок прекращения налогообложения на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральным законом (пункт 3.1 статьи 362 Кодекса).
Форма заявления (КНД 1150076) о гибели или уничтожении объекта налогообложения утверждена Приказом ФНС России от 29.12.2020 № ЕД-7-21/972@ «Об утверждении формы заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу, порядка ее заполнения, формата представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о прекращении исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, формы сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления транспортного налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения».
3. Установлен порядок прекращения налогообложения в отношении транспортного средства, находящегося в розыске в связи с его угоном (хищением), а также транспортного средства, находившегося в розыске в связи с его угоном (хищением), розыск которого прекращен (пункт 3.5 статьи 362 Кодекса).
В рассматриваемом случае исчисление налога (авансового платежа по налогу) прекращается с 1-го числа месяца начала розыска транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано, на основании заявления о прекращении исчисления налога (авансового платежа по налогу) в отношении такого транспортного средства, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.
Форма заявления (КНД 1150136) о прекращении исчисления транспортного налога утверждена Приказом ФНС России от 11.08.2023 № СД-7-21/534@ «Об утверждении формы заявления о прекращении исчисления транспортного налога (авансового платежа по налогу) в отношении транспортного средства, находящегося в розыске в связи с его угоном (хищением), транспортного средства, находившегося в розыске в связи с его угоном (хищением), розыск которого прекращен, порядка ее заполнения и формата представления указанного заявления в электронной форме, форм уведомления о прекращении исчисления транспортного налога (авансового платежа по налогу) в отношении транспортного средства, находящегося в розыске, или транспортного средства, розыск которого прекращен, сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления транспортного налога (авансового платежа по налогу) в отношении указанных транспортных средств».
К особенностям заполнения заявления относится необходимость указания месяца и года начала розыска транспортного средства, а так же сведений о документе, подтверждающем, что транспортное средство находится в розыске в связи с его угоном (хищением) или находилось в розыске и не возвращено лицу, на которое оно зарегистрировано (например, реквизитов справки из органов МВД России, судебного решения или иного предусмотренного законодательством РФ документа).
4. Предусмотрены полномочия ФНС России по утверждению формы пояснений налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения), представляемой на бумажном носителе, в связи с полученным сообщением об исчисленной сумме налога (пункт 6 статьи 363 Кодекса).
С 1 января 2024 года Приказом ФНС России от 28.08.2023 № ЕД-7-21/577@ «Об утверждении формы пояснений налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения) в связи с полученным сообщением об исчисленных налоговым органом суммах транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, порядка ее заполнения и формата представления таких пояснений в электронной форме», вводятся новые форма (КНД 1150129) и формат представления пояснений налогоплательщика-организации (ее обособленного подразделения).
Налогоплательщик-организация (ее обособленное подразделение) вправе в течение 20 дней со дня получения сообщения об исчисленной сумме налога представить в налоговый орган пояснения. Сделать это можно, если сумма уплаченного налога не соответствует сумме в сообщении, в т.ч. если есть основания для освобождения от уплаты налога, применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот или других оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных налоговым законодательством.
Пояснения рассматриваются налоговым органом в течение месяца со дня их получения. Для получения дополнительных сведений и (или) документов этот срок может быть продлен не более чем на один месяц.
О результатах рассмотрения пояснений налоговый орган информирует налогоплательщика-организацию. Если сумма налога изменилась, налоговый орган проводит перерасчет и направляет налогоплательщику-организации (ее обособленному подразделению) уточненное сообщение об исчисленной сумме налога.
5. Перечень дорогостоящих легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей, используемый организациями при исчислении транспортного налога и авансовых платежей за 2024 год будет размещен на сайте Минпромторга России не позднее 31 марта 2024 года (пункт 2 статьи 362 Кодекса).
Изменения на региональном уровне
В 2023 году в Закон Приморского края от 28.11.2002 № 24-КЗ «О транспортном налоге» (в редакции от 22.12.2023 № 497-КЗ) внесены дополнения в перечень категорий налогоплательщиков, которым предоставляются льготы на региональном уровне.
В 2024 году от уплаты транспортного налога освобождаются:
1. участники ВОВ, ветераны боевых действий, инвалиды I и II групп, граждане, относящиеся к категории детей ВОВ — в отношении одного легкового или одного грузового автомобиля мощностью не свыше 150 лошадиных сил или одного мотоцикла (мотороллера);
2. Герои СССР, Герои Социалистического Труда, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, чернобыльцы, граждане из подразделений особого риска — в отношении одного автотранспортного средства или одного мотоцикла (мотороллера);
3. граждане в отношении одного легкового автомобиля, приводимого в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемого с помощью внешнего источника электроэнергии;
4. освобождаются в отношении одного легкового или одного грузового автомобиля с мощностью двигателя не свыше 150 лошадиных сил, или одного автобуса с мощностью двигателя не свыше 200 лошадиных сил:
• один из родителей (приемных родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) в многодетной семье, имеющей среднедушевой доход ниже двукратной величины прожиточного минимума, в порядке, определенном Правительством Приморского края;
• один из родителей (приемных родителей, усыновителей, опекунов, попечителей), имеющий в составе своей семьи ребенка-инвалида, а также один из опекунов совершеннолетнего инвалида с детства, признанного судом недееспособным;
• супруга (супруг) погибшего военнослужащего, а также лица, проходившего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имевшего специальное звание полиции, лица, пребывавшего в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе СВО на территориях ДНР, ЛНР и Украины, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области.
• организации федеральной почтовой связи, осуществляющие деятельность в соответствии с кодом Общероссийского классификатора видов экономической деятельности «53.10. Деятельность почтовой связи общего пользования», в отношении транспортных средств, задействованных в оказании услуг почтовой связи общего пользования при условии направления в полном объеме высвободившихся от налогообложения средств на ремонт, реконструкцию зданий, сооружений, нежилых помещений, в которых размещены объекты почтовой связи, расположенные в сельских населенных пунктах, а также ремонт, модернизацию, техническое перевооружение оборудования и иных средств почтовой связи, используемых для оказания услуг почтовой связи объектами почтовой связи, расположенными в сельских населенных пунктах.
Напоминаем о том, что при наличии оснований, предусмотренных пунктом 3 статьи 361.1 Налогового кодекса организации вправе представить в налоговый орган заявление налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу по форме КНД 1150064, утверждённой приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@ «Об утверждении формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядка ее заполнения и формата представления указанного заявления в электронной форме».
Сверка. В соответствии с пунктом 4 статьи 363 Кодекса для подготовки к направлению в 2024 году сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов за налоговый период 2023 года информируем о возможности проведения по обращению организации сверки сведений, содержащихся в автоматизированной информационной системе налоговых органов о транспортных средствах, зарегистрированных на организацию.
Для проведения сверки представитель налогоплательщика вправе получить выписку из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН) со сведениями о транспортных средствах в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы, утвержденным приказом Минфина России от 30.12.2014 № 178н. Выписка предоставляется без взимания платы, не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации запроса в налоговом органе.
В случае выявления расхождений сведений, содержащихся в ЕГРН, с имеющимися у организации сведениями из органов (организаций), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, просим сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения объекта налогообложения с указанием сведений, в отношении которых выявлены расхождения (по возможности просим приложить документы о соответствующих характеристиках объектов налогообложения).
После проверки (сверки в рамках межведомственного взаимодействия) представленной информации налоговым органом будут приняты меры по актуализации сведений в автоматизированной информационной системе налоговых органов и в ЕГРН при наличии оснований, предусмотренных статьями 83 - 85 Кодекса, о чем организация будет информирована в установленном порядке.
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ
(глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации)
Изменения на федеральном уровне
1. С 1 января 2024 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее-Кодекс), касающиеся исчисления земельного налога. Так, регламентировано, что его сумма исчисляется на основании сведений органов Росреестра, осуществляющих государственный кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество, а также иных сведений, представленных в налоговые органы в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами.
2. Установлен порядок определения налоговой базы в отношении части земельного участка, занятого жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, приходящейся на объект недвижимого имущества, не относящийся к жилищному фонду и (или) объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (пункт 2 статьи 391 Кодекса).
Налоговая база в отношении части земельного участка, занятого жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, приходящейся на объект недвижимого имущества, не относящийся к жилищному фонду и (или) объектам инженерной инфраструктуры ЖКХ, определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной части земельного участка. Для такой части участка применяется налоговая ставка, не превышающая 1,5 процента, как для прочих земель.
Для определения налоговой базы налогоплательщик представляет в налоговый орган по своему выбору уведомление о наличии на земельном участке жилищного фонда и (или) объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, о площади части земельного участка, приходящейся на объект недвижимого имущества, не относящийся к жилищному фонду и (или) к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Форма уведомления (КНД 1150137) утверждена Приказом ФНС России от 16.08.2023 № ЕД-7-21/546@ «Об утверждении формы уведомления о наличии на земельном участке жилищного фонда и (или) объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, о площади части земельного участка, приходящейся на объект недвижимого имущества, не относящийся к жилищному фонду и (или) к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, порядка ее заполнения и формата представления указанного уведомления в электронной форме».
Приказом также определяется, что уведомление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в налоговый орган физическими лицами через МФЦ.
В целях пропорционального определения налоговой базы в уведомление включаются следующие реквизиты: кадастровый номер земельного участка, содержащийся в Едином государственном реестре недвижимости; кадастровый или инвентарный номер находящегося на земельном участке объекта жилищного фонда и (или) объекта ЖКХ; кадастровый или инвентарный номер находящегося на земельном участке объекта недвижимого имущества, не относящегося к жилищному фонду и (или) к объектам ЖКХ; площадь части земельного участка, приходящейся на такой объект.
3. С 2024 года установлен порядок исчисления налога на основании сведений, представленных органами муниципального земельного контроля, а также правила информационного взаимодействия налоговых органов с указанными органами (пункты 7.2, 18 статьи 396 Кодекса).
Так, для земельного участка, сведения о котором представлены в соответствии с пунктом 18 статьи 396 Кодекса, налог исчисляется по ставке 1,5 процента (в отношении прочих земельных участков), начиная:
- с 1-го числа месяца, следующего за месяцем совершения нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений,
- с 1-го числа месяца, следующего за месяцем их обнаружения, в случае отсутствия у органа муниципального земельного контроля информации о дне их совершения, - и до месяца, в котором уполномоченный орган установит факт устранения таких нарушений.
Форма сведений утверждена Приказом ФНС России от 12.01.2022 № ЕД-7-21/6@ (ред. от 10.08.2023) «Об утверждении формы, порядка ее заполнения, формата и порядка представления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации сведений о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, о фактах устранения указанных нарушений либо об отмене предписания об устранении указанных нарушений, а также о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 20.12.2019 № ММВ-7-21/646@»
4. С 2024 года установлены условия применения повышающего коэффициента 2 при исчислении налога в случае, если разрешенное использование земельных участков, предусматривающее жилищное строительство или индивидуальное жилищное строительство, установлено после государственной регистрации прав на данные участки (пункты 15, 16 статьи 396 Кодекса).
Исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному абзацами первым и вторым 2 пункта 15 статьи 396 Кодекса, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об указанном разрешенном использовании данных земельных участков.
Кроме того, установлены особенности применения повышающего коэффициента при исчислении налога для участков, приобретенных в собственность под жилищное строительство на основании договора о комплексном развитии территории. Для них расчет налога производится в порядке, аналогичном предусмотренному абзацами 1 и 2 пункта 15 статьи 396 Кодекса, с даты выдачи разрешения на строительство жилых домов (многоквартирных домов).
5. Изменены условия прекращения применения повышающего коэффициента при исчислении налога в случае государственной регистрации прав на построенные жилой дом (многоквартирный дом) или на любое помещен